1. Ключевые понятия

Профессиональная педагогическая деятельность, участники образовательных отношений, индивидуальные трудовые споры, коллективные трудовые споры, разрешение трудовых споров, комиссия по трудовым спорам, дисциплинарная ответственность в образовании, педагогические работники.

 

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы. Дополнительная профессиональная  программа повышения квалификации для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций «Краевая школа руководителей: трудовые споры в образовании» разработана в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации и с учетом приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N544н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" (Раздел II «Руководители»), приказа Минтруда России от 18.10.2013 N544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", а также с учетом правовых норм, закрепленных в Трудовом, Гражданском процессуальном кодексах РФ и Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сложившейся судебной практики, по делам, связанным с трудовыми спорами в сфере образования.

Актуальность программы обусловлена изменениями законодательства, регулирующего порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров между работодателями и  педагогическими работниками в образовательной сфере и, соответственно возрастающими требованиями к работникам образования по получению ими необходимых знаний и компетенций в данной сфере правоотношений.

Целью реализации программы является качественное изменение (обновление) профессиональных компетенций  руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций в области разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и ответственности работодателей за нарушения трудовых прав работников.

 

Категория обучающихся. Руководители и заместители руководителей образовательных организаций.

 

Общая характеристика программы

 

Программа повышения квалификации представляет собой комплексный подход в изучении актуальных вопросов, связанные с исследованием, с одной стороны понятия, видов и сущности трудовых споров в сфере образования, а с другой, алгоритма разрешения данных споров, возникающих между участниками образовательных отношений.

В основу программы положен модульный принцип построения. Дидактической единицей содержания программы повышения квалификации является модуль.

Модуль 1 «Понятие и виды трудовых споров в образовании. Индивидуальные и коллективные трудовые споры и досудебный порядок их разрешения»  способствует развитию правовой компетентности руководителя  в области знаний о видах трудовых споров, возникающих в образовательных отношениях и механизмах досудебного урегулирования трудовых споров, как индивидуальных, так и коллективных.

Модуль 2 «Правоприменительная и судебная практика разрешения  отдельных категорий индивидуальных трудовых споров в образовании» предполагает развитие профессиональных компетенций руководителя, связанных с освоением основных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие юридическую ответственность педагогических и иных работников в образовательной сфере.

Перед началом обучения проводится диагностика уровня знаний слушателей в форме тестирования.

С целью проведения диагностики уровня знаний разработана анкета (входной контроль), которую заполняют слушатели в письменной форме в первый день реализации программы (Приложение 1).

Освоение программы завершается итоговым зачетом в форме тестирования.

Планируемые результаты обучения. В результате изучения дополнительной профессиональной  программы повышения квалификации обучающийся должен:

Знать:

- трудовое, гражданское, гражданское процессуальное и иное законодательство в части, касающееся урегулирования трудовых споров в образовательных организациях;

-  локальные трудовые нормативные акты, регулирующие порядок разрешения трудовых споров в конкретных образовательных организациях;

-  порядок разрешения трудовых споров в образовательных отношениях, обеспечение трудовых прав педагогических работников.

Уметь:

-      грамотно использовать правовой понятийный аппарат, применяемый в изучаемой сфере трудовых отношений;

-      выявлять имеющиеся трудовые споры и определять их сущность в сфере образования с целью их урегулирования;

-      анализировать причины, способствующие возникновению трудовых споров в образовательных отношениях;

-      разрешать трудовые споры в образовании на досудебной стадии разбирательства посредством Комиссии по трудовым спорам (далее КТС) и профсоюзов и т.д.