ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

 

«Правовая регламентация получения образования в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена новациями в законодательстве, регулирующего организацию  получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах и, соответственно изменениями в системе локальных актов образовательных организаций в рассматриваемой сфере правоотношений.

Программа разработана в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Раздел II «Руководители»), а также с учетом правовых норм, закрепленных в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и, сложившейся организационно-управленческой и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере правоотношений.

Целью реализации программы является качественное изменение (обновление) профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления  руководства образовательной организацией, в соответствии с ФЗ-273 и иными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в образовательной сфере.

Категория обучающихся. Руководители и заместители руководителей образовательных организаций.

 

Общая характеристика программы

 

Содержание настоящей программы повышения квалификации представляет собой комплексную программу, включающую в себя актуальные вопросы, связанные с изучением, с одной стороны, нормативно-правовой основы получения обучающимися образования, а с другой, организации получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

В основу программы положен модульный принцип построения. Дидактической единицей содержания программы повышения квалификации является модуль.

Модуль  «Нормативно-правовая основа получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах» способствует развитию правовой компетентности руководителей  по управлению образовательной организацией  в соответствии с ФЗ-273 и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в рассматриваемой сфере правоотношений.

 

Модуль  «Организация получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах» предполагает развитие профессиональных компетенций руководителей, связанных с организацией обеспечения государственных гарантий, создания условий и защиты прав и интересов обучающихся при получении ими начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

Перед началом обучения проводится диагностика уровня знаний слушателей в форме тестирования.

С целью проведения диагностики уровня знаний разработана анкета (входной контроль), которую заполняют слушатели в письменной форме в первый день реализации программы 

Освоение программы завершается итоговым зачетом .

Планируемые результаты. В результате освоения дополнительной профессиональной  программы повышения квалификации обучающийся должен прибрести следующие знания и умения:

Знать:

- законодательные основы получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

- подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере;

- основные положения ФЗ-273, закрепляющие право обучающихся  на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

Уметь:

-       грамотно использовать понятийный аппарат, применяемый в изучаемой сфере образовательных отношений;

-       профессионально осуществлять процесс обучения при получении обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

-       составлять, предусмотренные законами и подзаконными актами документы, на основе которых осуществляется организация обучения при получении обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

Модуль 1 «Нормативно-правовая основа  получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах» (10 ч).

 

Целью модуля является качественное изменение профессиональных компетенций руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, связанных с совершенствованием их компетентности в сфере правового регулирования  получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

 

Планируемые результаты обучения. В результате освоения данного модуля обучающиеся должны:

Знать:

- образовательные стандарты и образовательные программы, устанавливающие общие требования к получению обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

- законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере;

- основные положения ФЗ-273, закрепляющие право обучающихся  на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

Уметь:

-       грамотно использовать правовой понятийный аппарат, применяемый в изучаемой сфере образовательных отношений;

-       профессионально, и использованием необходимых правовых актов, осуществлять управление при получении обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

-       составлять необходимые документы, на основе которых осуществляется  обучение в различных формах.

Владеть:

-       навыками самостоятельной работы с нормативными актами в области получении обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

- знаниями по составлению локальных нормативных актов и иных документов, связанных с обучением в различных формах;

- алгоритмом и способами по обеспечению гарантий, созданию условий и защиты прав и интересов обучающихся при получении ими начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

 

Трудоемкость (10 часов)

 

Тема 1. «Структура системы образования в Российской Федерации. Образовательные стандарты и образовательные программы» Понятие «образование» в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Организации, осуществляющей образовательную деятельность. Система образования. Структура системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), образовательный стандарт, федеральные государственные требования. Образовательная программа. Основные и дополнительные образовательные программы.

 

Тема 2. «Формы получения образования и формы обучения»

Формы получения образования: в организации, осуществляющей образовательную деятельность и вне  организации, осуществляющей образовательную деятельность. Очная, заочная и очно-заочная формы обучения. Семейное образования и самообразование.

 

 

 

Модуль 2 «Организация получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах»

 

Целью модуля является качественное изменение (обновление) профессиональных компетенций руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, связанных с организацией обеспечения гарантий и  защиты прав и интересов обучающихся при получении ими начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

Планируемые результаты обучения. В результате изучения модуля обучающийся должен:

Знать:

-                      полномочия руководителей и заместителей руководителей по организации получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

- систему локальных актов, связанных с организацией получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

-       организацию получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

Уметь:

-       анализировать проблемы, связанные с реализацией получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

-       разрабатывать необходимые локальные акты, обеспечивающие организацию получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

- на основе законов и подзаконных актов, обеспечивать  защиту прав и интересов обучающихся при получении ими начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

Владеть:

-      опытом самостоятельной работы с действующим законодательством, регулирующим организацию получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

-      необходимыми навыками по подготовке локальных нормативных актов и иных документов, регулирующих правоотношения, связанные с организацией получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах;

- процессами  по обеспечению и  защите прав и интересов обучающихся при получении ими начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах.

 

Трудоемкость (10час)

 

Тема 1. теме  «Локальные акты ОО, регламентирующие получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах»

 

 

Тема 2. «Порядок организации получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах» (

 

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

 

1.   Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.;

2.   Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. -  25 декабря;

3.   Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. №273-ФЗ;

4.   Указ Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 N 599;

5.   Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";

6.   Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";

7.   Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";

8.   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26 августа 2010 года N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";

9.   Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";

 

 

Основная литература:

 

 

Информационные ресурсы:

 

1.   Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - www.cons-plus.ru/

2.   Сайт «Министерство образования и науки (МИНОБРНАУКИ)" - www.mon.gov.ru/

3.   Сайт «Российское образование: федеральный портал» - www.edu.ru/index.php/

4.   Сайт «Официальный информационный портал ЕГЭ» - www.ege.edu.ru/

5.   Сайт «Федеральный институт педагогических измерений» - www.fipi.ru/

6.   Сайт «Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» (РОСОБРНАДЗОР) – www.obrnadzor.gov.ru/

7.   Сайт ФГУ «Федеральный центр тестирования» – www.rustest.ru/

8.   Сайт ФГНУ «Главэкспертцентр» - Главный государственный экспертный центр оценки образования – www.new.glavex.ru/

9.   Сайт «Учительская газета» (есть рубрика «образовательное право») – www.ug.ru/

10.             Сайт «Управление школой» (Издательского дома «Первое сентября») – www.upr.1september.ru/

11.             Сайт «Статистика российского образования» - www.stat.edu.ru/

12.             Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» - www.standart.edu.ru/